среда, 28 января 2015 г.

Ode to Yamamoto

[Перестаньте путать красоту с красивостью]
Йоджи Ямамото

Невзирая на происки недоброжелателей Moon Diary продолжает вещание! Мне просто не терпится рассказать о еще одной вдохновляющей меня личности...и как всегда это - человек, имеющий мужество идти своим путем, не оборачиваясь на ворчунов и критиков)

На фотографиях этот господин с хитрым прищуром на проникнутом мудростью лице напоминает пожилого кунг-фу мастера. В действительности же он мастер несколько иного свойства: на протяжении трех десятилетий дядюшка Йоджи разрабатывает дизайн одежды для настоящих людей. Каких таких "настоящих"?

Йоджи Ямамото - мастер, до которого нужно дорасти. Помню, как впервые увидела его модели и была поражена: в мире, где одежда служит демонстрации точеных фигур, павлиньем мире ярких расцветок и сумасшедших принтов, словно кричащем: "Стань идеальным или исчезни!", модели Ямамото казались белыми (хотя скорее серыми и черными) воронами - мешковатые фасоны, асимметрия, неясные, приглушенные цвета. Его вещи выглядели так, будто их носили годами - слегка мятая, полинявшая, со следами потертостей, но при этом любимая, удобная одежда, с которой у хозяина связано множество теплых воспоминаний.  В тот момент я еще не могла оценить такую философию, но уже чувствовала, что все это не лишено гармонии и своего особого изящества - этакое воплощение японской эстетики "ваби-саби".  Нехватку ярких цветов с лихвой окупает богатство форм и фактур. Под пальцами Йоджи Ямамото даже плотный твид становится податливой глиной, приобретая текучую плавность струящейся бесформенности. 
Понимание пришло гораздо позже. В своем деликатном избегании пустой декоративности, этот волшебник стирает понятие пола, возраста и других категорий, по которым современные горожане привыкли друг друга оценивать.  Йоджи ненавидит штампы и считает, что женщина вовсе не обязана выглядеть как кукла или девушка с глянцевой обложки. Его одежда призвана подчеркнуть внутренний мир, вырвать своего хозяина из пространства шаблонов. Она не "носит" человека, а лишь создает достойное обрамление, подчеркивая - в случае их наличия - харизму и индивидуальность. 
"Смысл сексуальности в том, чтобы ее скрывать. Когда я начинал выпускать линию Y's в 1977 году, главным моим желанием было одеть женщин в  мужскую одежду. Для меня женщина, которая поглощена своим делом, которая не пытается кому-то угодить, сильная и мягкая одновременно, является гораздо более соблазнительной. Чем больше она пытается скрыть свою женственность, тем больше она проявляется в ее образе жизни", - в этом весь Йоджи Ямамото.  Его моделям действительно присуща некая андрогинность. Не та жалкая "модная" ее версия, когда люди - и не люди вовсе. Несуразные бесполые скелетоподобные существа, с одинаковыми эффектно подведенными пустыми глазами и паучьими хрупкими пальцами, но андрогинность возвышенная. Персонажи Йоджи познали себя и настолько гармонично вписаны в окружающую действительность, что вопросы их пола плавно отходят на второй план.

Одежда Йоджи Ямамото - настоящий вызов. Я вижу в ней человека, обладающего яркой индивидуальностью, кого-то вроде Тильды Суинтон в роли Евы. Кого-то не нуждающегося в мишуре, в мертвых вещах для пластиковых манекенов. Познавшего и прочувствовавшего себя.
Когда-нибудь и я стану таким человеком...непременно стану.

P.S. Все фото - с бескрайних просторов Интернета.

Искренне Ваша, Still Alice